Лента новостей
Статья4 января , 13:00

Черепаховый суп, ананасы и «Семь футов под килем!». Бывший моряк из Уварова рассказал про Новый год на корабле

Житель Уварова Николай Колесник может много рассказать о морских штормах, жарких вахтах в машинном отделении, многомесячных рейсах за границу. Но больше всего любит вспоминать проведённые на корабле новогодние праздники.

Фото: архив Николая Колесника

В конце 70-х годов прошлого столетия Николай Колесник окончил мореходку в Мурманске. Учился недолго, экстерном сдал все экзамены.

— Тяга к морю у меня с самого детства. Я ещё маленький был, когда кто-то подарил мне бескозырку с надписью «Моряк», вот с тех пор и мечтал попасть на корабль, — рассказывает Николай.
Фото: архив Николая Колесника

После училища юноша устроился на производственный рефрижератор «Витус Беринг» мотористом. Побывал в Канаде, Англии, Африке.

Новый 1980 год встретил, совершая рейс в Италию. Хорошим подарком к празднику стала экскурсия в Помпеи и прогулка по Риму, а в саму новогоднюю ночь корабль уже был в море.

Фото: архив Николая Колесника

Подготовка к торжеству началась загодя.

— Женщины гирлянды всякие мастерили, а мы болты и гайки разноцветной краской красили. Было у нас немного обычных ёлочных игрушек, но и болты с гайками на новогоднее дерево вешали. Ёлка, конечно, искусственная: где в море живую взять? — вспоминает Николай Колесник.

Продумывали меню новогоднего стола. «Витус Беринг» занимался переработкой рыбы, поэтому котлетами из тунца и свежайшей скумбрией экипаж не удивишь. Селёдка, да, в новогоднем меню приветствовалась.

— Вы бы видели, какую селёдку мы упаковывали для англичан! Которая в наших магазинах сейчас продаётся - тюлька в сравнении с той, — говорит Николай.

Ананасы моряки тоже не считали за деликатес. Их мотористам выдавали ежедневно, также как и сгущёнку, за вредность. В машинном отделении работа, как в пекле: жара до 70 градусов.

В новогоднюю ночь коки радовали экипаж мясом. Если в обычные дни на стол вместе с гречкой частенько подавалось коровье вымя, то на праздник обязательно говядина и свинина — и тушёная, и отварная. Большим спросом пользовались домашние соленья.

— Консервированные огурцы, помидоры, квашеную капусту мы из дома брали, берегли для торжественных случаев. В той же Италии чего только нет, а закруток не найти, — отмечает Николай Колесник.
Фото: архив Николая Колесника

Выпечка в праздник подавалась обязательно. Бывший моряк до сих пор вспоминает пирожки с рисом и картошкой, пончики с вареньем, приготовленные коком на Новый год. В будни пончики далеко не каждый день удавалось отведать.

Изюминкой новогоднего меню стал суп из черепахи.

— Мы её сами поймали. Видим, в море огромная черепаха плывёт, шлюпки спустили, специальную сеть для подъёма груза захватили, и в погоню. Потом сеть под черепаху подвели, ну и кокам её доставили, — делится воспоминаниями Николай.

Перед боем курантов моряки надевали лучшие наряды. Не костюмы с галстуками, а дефицитные в Советском Союзе джинсы. Они были у всех, кто имел возможность ходить за границу.

— В Англии за наши 15 копеек можно было купить джинсовый костюм. Причём нужно было платить тремя пятикопеечными монетками. Местные их расплющивали и какие-то поделки из них делали, — говорит бывший моряк.

Заботились моряки и о культурной программе. В кают-компании появлялись Дед Мороз и Снегурочка, проводили всевозможные конкурсы. На корабле имелись гитары, баяны, барабаны, из музыкантов-любителей складывался ансамбль, и танцы в новогоднюю ночь проходили под живую музыку.

Фото: архив Николая Колесника

Полночь по московскому времени — самый торжественный момент. Это время, когда моряки обращаются друг к другу с традиционным пожеланием: «Семь футов под килем!». Ну а потом уже тосты за здоровье, оставшихся на берегу родственников, удачный рейс.

После работы на производственном рефрижераторе «Витус Беринг». Николай Колесник ушёл в армию, служил на военном корабле, который базировался в Сирии. 

Фото: архив Николая Колесника

Потом остался на сверхсрочную, был мичманом, старшиной команды крановщиков на корабле комплексного снабжения «Березина». Службе в военном флоте отдал девять лет. Рождённый и выросший в Белоруссии, ушёл с советского корабля после распада СССР.

Автор:Олеся Харламова