В 1943 году родственники бойца Красной Армии, уроженца села Уварово Дмитрия Анисимовича Сергеева получили официальное известие с фронта: «…пропал без вести». Десятки лет понадобились им для того, чтобы вернуть солдата из безвестности, найти его могилу.
Дмитрий Сергеев ушёл воевать в 1942 году. Родители знали только то, что отправили младшего сына под Воронеж. Такое обстоятельство их обрадовало – считалось, что там спокойнее, чем на других фронтах. Страшная весть постучалась в дом Сергеевых через год. «…пропал без вести» – так официально было написано на бумаге. А когда отгремели залпы Великой Отечественной, вернувшиеся с войны старшие братья Дмитрия приступили к поискам.
– Отец не раз запрашивал военкоматы. Ответ всегда был один – пропал без вести. Где, как? Ничего не известно. В студенчестве я проходил практику в одном из сёл Воронежской области. Отдыхали однажды в парке, смотрю, в стороне обелиск с красной звездой. Подошёл, а в списке погибших значится Сергеев Д.А., – вспоминает племянник Дмитрия Анисимовича Андрей Сергеев.
Андрей сразу же известил отца о случившемся, с надеждой подумав: наконец, нашли… Надежду перечеркнул ответ: «Нет, сын, была от твоего дяди весточка, что переправляют его с Воронежского фронта. А куда… не имел он права написать». Запрос в Воронеж всё же послали, убедились – на обелиске значится имя другого солдата.
Ушли из жизни братья Дмитрия, но поиском пропавшего без вести бойца продолжал заниматься его племянник.
– Другие времена настали – Министерство обороны начало раскрывать свои архивы, появился банк данных «Мемориал». В нём я и нашёл информацию о дяде. Причём, сразу две записи. Первая говорит о том, что Дмитрий Анисимович Сергеев пропал без вести в марте 1943 года. А во второй указано, что в октябре того же года он погиб, и похоронен в Белоруссии – в братской могиле деревни Новые Терешковичи Гомельского района.
Делать официальные запросы в Гомель Андрей Сергеев не стал, обратился к помощи соцсетей. Находил людей так или иначе связанных с Новыми Терешковичами. Кто-то охотно отвечал и обещал помочь проверить информацию, кто-то отмалчивался. Дело двигалось не слишком быстро. Вызывала сомнение полученная от добровольных помощников фотография памятной стелы, на которой чётко выбито «Сергеев Дмитрий Иванович». Иванович, а не Анисимович…
Наконец Андрею попалась на глаза статья в Интернете «Как житель деревни на Гомельщине установил мемориал на месте заброшенной братской могилы».
– Его зовут Александр Куровский. Родом из этой деревни, 20 лет жил в Гомеле, потом вернулся, решил увековечить память погибших, уточнял их списки. Мне помогли узнать номер его телефона. Александр сразу откликнулся и сказал: «Дай мне сутки, разберусь с отчеством», – рассказывает племянник погибшего солдата.
Уже на следующее утро Андрей Сергеев знал: в братской могиле Новых Терешковичей похоронен его дядя. Об этом свидетельствуют документы, а неправильное отчество – досадная ошибка работников мастерской, в которой изготовили памятник.
Сегодня у Андрея Сергеева одно желание – съездить на Гомельщину, в Новые Терешковичи. Там в 1943 году была оборудована переправа через реку Сож. Полтора месяца шли кровопролитные сражения, которые предшествовали боям за Днепр в Лоеве и освобождению Гомеля. От самой деревни тогда осталось одно пепелище.
– Очень хочется побывать в тех местах, где воевал и погиб дядя. Как будет возможность, поеду. Отвезу горсть родной земли – с того места, где стоял старый дом моего деда, – делится своими планами Андрей Сергеев. – И неплохо бы посадить там саженцы вишни – не мичуринской, не какой-то ещё, а нашей уваровской.