Однажды в редакцию газеты обратилась Елизавета Макарова.
— В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне расскажите, пожалуйста, про нашего отца — Егора Филипповича Макарова. Он ведь в войне с Японией воевал. Медаль у него.
Сама Елизавета Макарова проживает в Москве, бывает и в Уварове. Об отце рассказала её сестра, горожанка Таисия Коновалова.
— Отец родился в 1922 году в селе Уварово в многодетной крестьянской семье. У родителей было три пары двойняшек. Егор с братом Василием были средними. Наш отец получил семиклассное образование и трудился в колхозе трактористом. Ещё до войны стал встречаться со своей соседкой Александрой, нашей будущей мамой. Встречи проходили на берегу реки Вороны, на пятачке у моста. Там собиралась тогда молодёжь на танцы. Незадолго перед войной Егор и Александра поженились, у них родилась дочь.
В феврале 1941 года Егора призвали на срочную службу. Она проходила на Дальнем Востоке. Там он служил вместе с братом Василием. Когда началась Великая Отечественная война, старшие братья Иван и Александр ушли на фронт, воевали. Были ранены и потеряли в бою ноги — один правую, другой левую.
Мобилизовали на трудовой фронт и жену Егора несмотря на то, что у неё был маленький ребёнок. Девочка впоследствии умерла, а Александра даже после войны, до 1946 года, работала грузчиком на железнодорожной станции «Тамбов».
— Всю Великую Отечественную войну отец с братом служили на Дальнем Востоке. Я родилась уже после войны. Мы, конечно, расспрашивали у папы, как ему служилось. Но он был не любитель вспоминать, — говорит Таисия Коновалова.
Боевых действий на Дальнем Востоке не было, но служба военная не сахар. Сержант Егор Макаров служил пулемётчиком станкового пулемёта 23-го отдельного пулемётного батальона: строгий распорядок, скудные условия и боевые задачи, которые ставит командир. Когда пришло известие о победе, все были счастливы, жили только мечтами о доме, скорой встрече с родными.
По приказу Советского Правительства 9 августа 1945 года Красная армия на Дальнем Востоке начала боевые действия против японских войск.
В результате мощных ударов советские войска прорвали долговременную, глубоко эшелонированную оборону японцев на границе Маньчжурии и, развивая стремительное наступление, к 23 августа освободили всю Маньчжурию, Южный Сахалин и Курильские острова.
Квантунская армия японцев после безуспешных контратак прекратила сопротивление, сложила оружие и сдалась нашим войскам в плен. В Токио 2 сентября представители Японии подписали акт о безоговорочной капитуляции всех японских вооружённых сил.
Непосредственным участником тех событий довелось стать и Егору Макарову.
В Благодарности участнику боёв с японцами на Дальнем Востоке товарищу Макарову Егору Филипповичу написано:
«…В результате разгрома японских милитаристов Красная армия ликвидировала плацдарм японцев для нападения на Советский Союз, обезопасила наши дальневосточные границы и с честью отстояла национальные интересы нашей Родины на Дальнем Востоке.
Верховный Главнокомандующий Генералиссимус Советского Союза товарищ Сталин высоко оценил боевые действия Красной армии и приказом №372 объявил благодарность войскам 1-го Дальневосточного фронта, всем соединениям нашей армии и лично Вам…»
Сержант-пулемётчик 23-го отдельного пулемётного батальона Егор Макаров был награждён медалью «За победу над Японией».
— Помню, только однажды, когда мы с сестрой Лизой окончательно достали папу своим вопросом, как было на войне, что самое страшное, он в сердцах нам ответил: «Самое страшное, когда, не желая сдаваться в плен, японцы себе харакири делали. За секунду животы вспарывали. Защищали мы Родину как могли, а как — вам знать не надо». Война жестока и кровава. Не рассказывал о войне и дядя Вася. Больше мы с расспросами не приставали, — вспоминает Таисия Коновалова.
Егор Макаров до конца 1946 года служил заместителем командира взвода станковых пулемётов в отдельном учебном пулемётном артиллерийском батальоне. Демобилизовавшись, вернулся в Уварово. Семья наконец воссоединилась, и Егор с Александрой уехали на заработки в Москву. Работали на фабрике. В Москве, в 1947 году, родилась дочь Елизавета, а в 50-м — Таисия.
В 70-е годы Макаровы вернулись в Уварово. Старшая дочь так и осталась в Москве, младшая Таисия, окончив медучилище в столице, 40 лет проработала медсестрой в уваровской больнице.