Если ученикам разрешается отвечать на вопросы учителя не вставая с места, если в классе слышен детский смех — значит, урок ведёт завуч Нижнешибряйской школы Дмитрий Быстров. Он пришёл сюда восемь лет назад простым учителем.
Путь Дмитрия в педагогику не был быстрым.
— Изначально я получил экономическое образование, потом понял — это не моё. Сходил в армию и поступил в Саратовский государственный университет имени Чернышевского по специализации «Организация работы с молодёжью». Поступил из интереса, мне понравился учебный план: предстояло изучать психологию, социологию, целый спектр общественных наук, — рассказывает Дмитрий Быстров.
Получив диплом, Дмитрий некоторое время работал в Москве в агентстве недвижимости, затем в отделе культуры и молодёжной политики администрации города Уварово. Но только попав в школу, понял: живое общение с детьми и педагогическим коллективом — то, чего ему не хватало.
Заинтересовали и дисциплины, которые предстояло преподавать.
Сейчас Дмитрий учит школьников основам безопасности жизнедеятельности, основам военной службы и давно стал любимцем ребят.
— Дмитрий Викторович классный, на его занятиях никогда не скучно! Он очень энергичный и разносторонний человек, — в один голос утверждают школьники.
«Никакой скуки!» — таков девиз педагога. Его мнение: толку не будет, если навязывать детям то, что неинтересно самому учителю, поэтому к урокам он готовится тщательно. Говорит: иногда, чтобы заинтересоваться темой, нужно копнуть вглубь, поискать дополнительную информацию, найти то, что удивит ребёнка, заставит его поразмышлять.
— Сегодня я рассказывал пятиклашкам про пожары. В учебнике есть цифра — 300 тысяч пожаров в год. Дети не воспримут такую информацию, другое дело, если разложить цифру по дням и рассказать, что ежедневно на пожарах погибают 49 человек, — рассказывает Дмитрий Быстров.
Ученики ценят своего наставника за его чувство юмора, умение приводить яркие, живые примеры из жизни, в том числе и своей личной, устраивать интересные видеопрезентации, пресекать посторонние разговоры добрыми шутками. А вот строгости педагогу, по их мнению, не хватает: он никогда не ругается.
— У меня не получается прикрикнуть на ученика, да никогда и не возникало потребности в этом. Если я вижу, что возникают проблемы с дисциплиной на уроке, значит я в этом и виноват: плохо подготовился к занятиям, детям скучно и нечем заняться.
Завучем Дмитрий Быстров стал около четырёх лет назад. Забот прибавилось — нужно контролировать весь учебный процесс, думать не только об учениках, но и о педагогическом коллективе, организовывать открытые уроки, диагностические работы и олимпиады. И не забывать о себе, постоянно совершенствуясь в своём деле.
В прошлом году Дмитрий Быстров со своей женой Анастасией и Александром Родионовым — все они учителя одной школы — стали финалистами конкурса «Учитель будущего».
Талантливый педагог отрицает своё преднамеренное желание работать именно в сельской школе:
— Сюда я попал абсолютно случайно, а сейчас мне просто не хочется никуда уезжать, мне здесь нравится, есть возможность развиваться. Я уеду, если пойму, что такой возможности больше нет, — отмечает Дмитрий Быстров.
Учитель говорит, что ему интересно работать с детьми: они такие разные, у каждого своё мировоззрение.
Он не готов строить планы на отдалённое будущее. Знает одно: впереди целый учебный год, и день за днём он, прихватив ноутбук и стопку тетрадей, будет отправляться на встречу со своими учениками, раз за разом доказывая — урок не может и не должен быть скучным!