С осени 2024 года в России вступил в силу закон № 303-ФЗ, который обязывает блогеров с аудиторией от 10 тысяч подписчиков регистрироваться в специальном реестре Роскомнадзора.
Под обязательную регистрацию попадают:
Роскомнадзор регистрирует блог только в том случае, если на странице нет запрещённой информации и не публикуются призывы к массовым беспорядкам, экстремизму или разжиганию вражды.
После одобрения заявки блогер получает уведомление на электронную почту и уникальную ссылку, которую нужно разместить на странице — это подтверждает, что паблик официально зарегистрирован.
Если в блоге что-то меняется: например, новый администратор или другой номер телефона — данные нужно обновить в течение 10 дней.
Для регистрации через Госуслуги нужно найти раздел для регистрации блогеров, с помощью бота выбрать «Подать заявление», указать название соцсети, ссылку на канал, контактную информацию. Далее остаётся дождаться ответа и, получив регистрационный номер, его необходимо разместить на странице в течение трёх дней.
Отмечается, что если у блогера несколько страниц или каналов, подавать заявление нужно по каждому из них отдельно. Выйти из реестра можно на Госуслугах — так же, как и подать заявление.
Роскомнадзор может удалить блог из реестра принудительно, если публикуется запрещённый контент или нарушаются требования закона.
Прямой ответственности для блогеров, которые не выполняют требования о регистрации, в административном и уголовном кодексах не предусмотрено. Однако, рекламодателям с начала 2025 года запрещено размещать в таких пабликах рекламу, а также репостить информацию оттуда.
Поэтому если незарегистрированный блогер продолжит размещать рекламу, есть вероятность того, что и он, и рекламодатель могут быть привлечены по ст. 14.3 КоАП за нарушение законодательства о рекламе.
Владельцы ресурсов, которые не захотели зарегистрироваться в РКН, не имеют права размещать рекламные материалы, просить донаты от подписчиков или призывать их финансировать какие-либо проекты.
При этом блогерам не запретят ведение паблика. Они могут использовать его как информационный канал или способ общения с аудиторией.