Если вы собираетесь в гости к татарам, лучше не завтракать и не обедать. Это я поняла сразу, как переступила порог дома Умяра и Асылкай Халековых. Хозяева сразу позвали попить чаю с дороги. А к чаю — колбаса из конины, сыр, фрукты, сладости, горячие ещё перемячи, приготовленные умелыми руками Асылкай. И сухофрукты — такова особенность татарского чаепития.
— Курага и чернослив всегда на столе. Вы кладите чернослив в чай, посмотрите, как вкусно будет, — потчует хозяйка.
В татарской культуре гостеприимство – это не просто традиция, это священный долг. Гость для общительных татар всегда в радость, как солнечный луч в пасмурный день.
Пока хозяйка завершает последние приготовления к чаепитию, хозяин развлекает гостью разговором, во время которого и выяснилось, что в 2025 году Халековы отметят золотую свадьбу. Самое интересное, что день рождения молодой семьи совпал с 18-летием Асылкай.
— Мы выросли в соседних домах, Асылкай часто к моим сёстрам в гости прибегала. Ближе к её совершеннолетию затревожился я: как бы не перехватил кто такую красавицу. Взял да и украл, — вспоминает Умяр.
Для похищения невесты была и ещё одна причина. Старшие брат и сестра Асылкай ещё не построили свои семьи, поперёд старших выходить замуж не положено. Только Умяр ждать не хотел: ему уже исполнилось 26 лет.
— Выход у меня был один — украсть свою любимую. Увёз её на два дня в соседний посёлок, в дом бабушки моего друга. Ну, а после такого, как водится, никах, — говорит Умяр.
Никах — это мусульманское венчание. На него жених надел тюбетейку, голову невесты украшал традиционный калфак, а платье было закрытым, с длинными рукавами. Зарегистрировали брак и в сельсовете.
Свадьбу гуляли три дня.
— Один день у невесты положено гулять, другой день у жениха, а на третий молодёжь собирается веселиться, — рассказывает Асылкай.
Родные и друзья поздравляли молодых, клали на их головы деньги, дарили подарки. На праздничных столах было много мяса и сладостей, не одну чашку ароматного чая с курагой и черносливом выпили гости.
После свадьбы Халековы стали жить у родителей мужа. Свекровь приняла молодую невестку, как родную, во всём её наставляла.
— Свекровь печку топить — я с ней, она перемячи печь — я опять рядом, помогаю. Многому свекровь меня научила, корову, например, доить, — вспоминает Асылкай.
В 1976 году у Халековых родилась старшая дочка Галия, через два года появилась на свет Зульфия и только спустя семь лет Асылкай подарила мужу долгожданного наследника — Анвяра.
Тот день, когда он взял на руки сына, Умяр и сейчас вспоминает со слезами на глазах:
— Ой, какой я счастливый тогда был! Как мчался в Уварово, в роддом! Но если Вы думаете, что девочкам не радовался, это не так. Я и сейчас всех одинаково люблю, а у жены сын в любимчиках, не наглядится на него.
Хозяйка дома не скрывает, Анвяра любит больше всех. Говорит, что сын — самый дорогой подарок, который сделал ей муж.
После рождения каждого ребёнка в доме Халековых проходил обряд имянаречения. Звали муллу и гостей, накрывали стол. Мулла читал молитвы, в ушко младенцу говорил его имя.
Ещё до рождения Анвяра Халековы построили собственный дом. Умяр работал водителем в уваровском райпотребсоюзе, Пользовался уважением сельчан: недаром его трижды выбирали депутатом сельского Совета. Асылкай трудилась в совхозе свекловичницей.
Обзавелись большим хозяйством, и отдыхать уже стало некогда: нужно успевать обиходить корову, нескольких бычков, птицу, коз и овец. Из овечьей и козьей шерсти хозяйка пряла пряжу, вязала носки, платки, свитера.
Когда совхоз распался, Халековы решили заняться фермерством. К своему земельному паю добавили арендованные, начали выращивать ячмень, пшеницу, подсолнечник, сахарную свёклу. Пришло время, и Анвяр сел за штурвал комбайна, теперь он управляет хозяйством.
Супруги Халековы говорят, что родились и выросли в Советском Союзе, потому до сих пор отмечают Первомай, 23 февраля, Новый год. Но и свои традиции они не забывают. В школе Энгуразова не преподавали татарский язык, но жители национального села хранят его, передают из поколения в поколение. Асылкай с Умяром дома говорят по-татарски, на татарском общаются с детьми, соседями.
Чтут мусульманские праздники. Соблюдают правила священного месяца Рамадана, когда необходимо держать строгий пост: мусульманам в течение дня запрещено пить, есть, курить благовония, предаваться удовольствиям и развлечениям. Принимать пищу и пить разрешается лишь до восхода и после захода солнца.
Завершение Рамадана и поста ознаменовывается одним из двух главных мусульманских праздников — Ураза-байрамом.
— В этот день мужчинам принято ходить в мечеть, мулла читает молитвы, мы подаём милостыню детям, в особенности сиротам. А ещё, кто как может, пополняет кассу мечети. Кто тысячу положит, а кто и пять на отопление, освещение, другие нужды, — рассказывает Умяр.
Во время второго большого праздника Курбан-байрама жители Энгуразова режут жертвенных овец, а мясо раздают нуждающимся.
— Там бабушка одинокая живёт, там мать без мужа детей растит, вот им отдаём, — поясняет Асылкай.
Вспомнили супруги Халековы и о Сабантуе: в прежние годы, когда в селе было больше молодёжи, его отмечали весело. Устраивали скачки на лошадях, другие состязания, приезжали артисты.
Незаметно промелькнули 50 лет совместной жизни, Умяр и Асылкай сумели сохранить свою любовь.
— Вы посмотрите на Асылкай — какая красота! Тихая, хозяйственная, перемячи мне через день готовит. Как такую не любить? — говорит Умяр.
Его супруга тоже подтверждает, что любит мужа: за то, что работящий, непьющий и её не обижает.
Размолвки, конечно, у Халековых случались: в основном — из-за детей.
— Я строгий отец, а мать всё бережёт их, балует. Отпустит гулять, они задерживаются, вот я ей выговариваю: зачем пустила? Но долгими наши ссоры не бывали. Поссоримся, а спать — в одну кровать. Наутро всё и забывается, — рассказывает Умяр.
Асылкай подтверждает слова мужа и добавляет: чтобы сохранить счастье в своей семье на долгие годы, надо просто доверять друг другу и уступать, учить детей быть добросовестными и счастливыми.
Сейчас супруги Халековы живут вдвоём: дети давно разлетелись из-под родительского крова. Но на праздники обязательно собирается вместе большая семья, а на летние каникулы съезжаются внуки. Дочери подарили Умяру и Асылкай четверых мальчишек, Анвяр — отец троих красавиц-дочерей.