На небольшом городском водоёме уваровская пенсионерка Леонтина Ракитина рыбачит уже 40 лет, с тех самых пор, как переехала жить в одну из близстоящих девятиэтажек. Но баловаться удочкой начала гораздо раньше.
Девять лет было Леонтине когда пришло к ней увлечение рыбной ловлей. А почему, и сама не знает.
— В семье рыбаков не было. Сама я срезала в орешнике своё первое удилище, наладила немудреную снасть, да отправилась на ближайший прудок, куда по наказу матери гусей пасти гоняла, — рассказывает Леонтина.
Первым на крючок попался карась, потом ещё пять рыбёшек. Новое развлечение девочке понравилось, ореховое удилище продолжало служить верой и правдой.
Впрочем, улов Леонтина до дома редко доносила. Что такое с десяток рыбёшек для семьи, где шестеро детей воспитываются? Отдавала бабе Дуне, которая жила по-соседству.
Повзрослела, вышла замуж, мамой стала, а детское увлечение не забылось. Два месяца дочке было, как снова на пруд с удочкой в руках побежала.
Потом работа: на сахзаводе, на химическом. Домашние дела тоже никуда не денешь, но каждую свободную минуту, каждый выходной день — за карасями.
— Мне не важно, большая рыба или нет, но очень люблю карасиков. Когда кто другой на удочку попадается, не получаю удовольствия, а уж когда карась с крючка сходит, мне прямо плохо становится — смеётся Леонтина.
Почти 40 лет назад женщина получила квартиру в доме на берегу городского пруда. Вот когда радовалась: не нужно за рыбой далеко ходить! А вышла на раннюю пенсию по вредности, начала рыбачить чуть не каждый день, пока водоём открыт.
— В апреле в окошко выглядываю. Ага, лёд на пруду на дно опустился, значит, недели через две растает, можно удить, — рассказывает Леонтина.
Пенсионерка выходит на берег, выбирает место для ловли. Когда идёт в рост рогоз, очищает от него свою территорию, на которую другие рыбаки не претендуют. Знают, Леонтина близкого соседства во время рыбалки не любит.
— Да, не нравится мне колгота рядом. Но вот детишек люблю, их всегда привечаю, показываю, как наживлять, чтобы носик крючка червяк закрывал, иначе рыба не клюнет, — рассказывает Леонтина.
Местные мальчишки Леонтину называют бабушкой Леной и готовы за ней если не в огонь, то в воду точно.
— Я гулял на пруду, увидел бабу Лену, спросил, что она делает? Она сказала, что рыбачит. Я тоже захотел, попросил у мамы купить удочку, пошёл на пруд, а баба Лена учила меня правильную глубину ставить, чем наживлять рассказывала, — вспоминает уваровский школьник Михаил Кунаков.
Хороший подарок любимому водоёму Леонтина сделала в 1991 году. Решила по-особенному отметить рождение внучки Алёнки, не один раз съездила на пруд в посёлок Луч, привезла несколько вёдер рыбьей молоди, запустила в городской пруд. Зато теперь на клёв не жалуется.
— Карасей ловлю, плотва есть, ротанов таскаю. Ротанов мой кот Васька любит, по 22 рыбешки за раз слопать может. Ещё щучки водятся, но я ни разу не ловила. Сомят, было дело. Линей ещё, — перечисляет Леонтина.
С самым крупным линём в 600 граммов уваровская рыбачка даже сфотографировалась. Говорит, нелегко ей дался, сорвавшись с крючка уже на берегу, едва не ушёл обратно в воду.
В рыбацкие приметы Леонтина не верит:
— Никогда не плюю на червяка. Не люблю этого. А когда мне говорят: «Ни хвоста, ни чешуи», отвечаю «спасибо», а не «к чёрту». Других примет и вовсе не знаю.
Зато бывалая рыбачка знает: ведро жмыха в воду после заката точно к хорошему улову!
Есть у Леонтины Ракитиной привычка взвешивать свой улов и записывать. К примеру, в прошлом году за лето она 91 килограмм рыбы поймала. А если считать за все сорок лет, что у пруда живёт, получается 1 тонна 339 килограммов.