Компания-перевозчик существует в Уварове более 20 лет, сейчас жителей обслуживают 12 автобусов. Они выходят на городские маршруты, курсируют по району, совершают рейсы в Тамбов.
Рабочий день водителей автобусов начинается в пять утра с посещения приёмного покоя больницы: медицинское освидетельствование перед каждой сменой обязательно. Так же обязателен ежедневный предрейсовый технический осмотр автобусов. Это дело контролёра Екатерины Капниной. Она проверяет, насколько хорошо работают приборы и системы, в исправности ли аварийные кнопки.
Выезд на линию у всех водителей в разное время. «Сельские» автобусы уходят в рейсы сразу же, городские начинают работать с половины седьмого.
Хорошим днём считается тот, когда «железные лошадки» не капризничают, не дают сбоев. Но транспорт в «НИКО» не новый, и поломок избежать невозможно.
— Случалось мне среди полей останавливаться, когда старая машина у меня была. А вокруг уже темно, холодно. За пассажирами-то быстро газельку прислали, резервный транспорт у нас всегда дежурит, а мне пришлось подождать, — вспоминает водитель с 17-летним стажем Александр Сироткин.
В случае серьёзной поломки водители ждут, когда на помощь придёт мощный ЗИЛ и на жёсткой сцепке транспортирует обездвиженный автобус в гараж. Там к делу подключаются автоэлектрик, сварщик, но главную роль в ремонте играет всё же водитель.
— Водители у нас хорошие, опытные. Валерия Зенкина хочется отметить, Александра Куликова, Александра Гаврилова, Станислава Ракитина. Свои автобусы они знают много лет, понимают их, знают, в каком состоянии каждый болт. Да и как забыть наших ветеранов: Николая Кабаргина и Александра Андреева. Сейчас они на пенсии, а в своё время отдали нашему делу много сил и души, — говорит руководитель «НИКО» Александр Сапунов.
В «НИКО» немало времени и внимания уделяют кадровому вопросу. Лишь бы кого за руль автобуса не посадишь, слишком велика ответственность: речь идёт о жизни и безопасности десятков людей. У кандидата на должность водителя обязательно должно иметься водительское удостоверение категории «D». Впрочем, компания-перевозчик гарантирует обучение за свой счёт.
Новичок обязательно проходит стажировку. К нему прикрепляется наставник: чаще всего в роли учителей — Валерий Зенкин или Александр Куликов.
— Срок стажировки — от нескольких часов до нескольких дней. Наставники ездят вместе со своими подопечными, оценивают их навыки. Автобус в это время идёт без пассажиров. Бывает, что за два-три часа становится ясно, сможет ли человек работать водителем автобуса. Хотите верьте, хотите нет, но случалось, что новички без стажа во время стажировки показывали отличные результаты. Водительский талант — как талант художника. Либо есть, либо нет, — отмечает Александр Сапунов.
Кондукторам забивать себе голову ремонтом транспорта и кадровыми вопросами не приходится.
Им каждый день нужно решать другую задачу: как забрать всех городских пассажиров с остановок в часы пик. Автобус не резиновый — это не аргумент, уехать должны все. «Поднимаемся повыше, в серединочку проходим! Ну, ещё четыре человека осталось, давайте и им место найдём: люди-то хорошие!» — такие слова кондукторов усмиряют недовольный ропот, заставляют пассажиров потесниться. Иногда работникам общественного транспорта и физическую силу применять приходится.
— Кажется, автобус забит под завязку, но всегда в середине свободнее, чем у входов. Вот иду обилечивать, а заодно людей двигаю, «ёлочкой» выстраиваю. Бывает, и резкое слово услышу: тесно пассажирам, неудобно. И тут главное — без нервов, — говорит кондуктор Вера Потапова
Ещё одна удивительная способность уваровских кондукторов — мгновенно определять, сколько людей сели в автобус на остановке. Как они успевают одновременно подсчитывать входящих сразу в обе двери, не понятно. Но реплика «С задней площадки ещё двое не передали за проезд! Не стесняемся, молодые люди, передаём!» доказывает: невозможное возможно.
С начала пандемии коронавируса у кондукторов забот прибавилось. Во-первых, нужно постоянно напоминать пассажирам о масочном режиме. Городские кондукторы говорят, что если раньше и встречались ярые противники индивидуальных средств защиты органов дыхания, то теперь все следуют установленным правилам. А вот водители автобусов, которые обслуживают сельчан, до сих пор ещё воюют с отдельными несознательными гражданами.
Во-вторых, автобусы следует регулярно обрабатывать дезинфицирующими средствами. Первая обработка проходит утром во время технического осмотра, а последующие — по прибытии транспорта на конечные остановки. Там у кондукторов есть время, чтобы протереть сиденья и поручни, проветрить салон.
Пять кондукторов и 12 водителей «НИКО» — это дружный, сплочённый коллектив настоящих профессионалов. Свой праздник они снова отмечают в рейсах и на городских маршрутах. Говорят, поздравления будут принимать потом, когда успешно завершится рабочий день и каждый пассажир будет благополучно доставлен по месту назначения.